Воспоминания моего Папы о Юрии Гагарине


Статья посвящена 50 летию первого полета человека в космос
Воспоминания о Гагарине: "Мне тогда было всего 10 лет ..."



Я лично был знаком с Юрием Алексеевичем Гагариным.
Меня зовут Тринчук Владимир Петрович. Знакомство наше произошло в достаточно необычной обстановке - в больничной палате.
Сейчас мне 59 лет, а в момент знакомства с Ю.А. Гагариным было всего 10 лет.
Практически всю свою жизнь я прожил в г.Мариуполе (ранее г.Жданов) Донецкой области, Украина.
Однако с октября 1962 года по февраль 1963 года я находился в Институте хирургии им. А.А. Вишневского, г.Москва, как пациент.
И вот в конце декабря 1962 года нам - пациентам запретили покидать наши палаты и  велели не выходить в коридор. Такое случалось и раньше, когда обход по палатам делал сам директор - генерал медицины А.А. Вишневский.
Однако в этот раз происходило что-то необыкновенное и уже пронесся слух, что наше отделение грудной хирургии должен посетить ( о чудо!) сам Ю.А. Гагарин.
Надо сказать, что в те времена все мальчишки, да и не только мальчишки, грезили космосом и поголовно все мечтали стать космонавтами независимо от состояния здоровья. А тут Первый космонавт планеты - и в нашем коридоре! Чудеса!
Нам, мальчишкам детской палаты с трудом верилось в такое чудо и мы, слегка приоткрыв дверь палаты, в щелочку наблюдали за лестничной площадкой, которая как раз находилась напротив нашей палаты.
И вот мы видим как небольшая группа людей в белых халатах поднимается по лестнице на наш этаж и среди них Ю.А. Гагарин!
Он был в гражданской одежде, а поверх накинут больничный халат. С ним были врачи и несколько человек сопровождения.
И дальше произошло невообразимое! Видимо, Юрий Алексеевич заметил приоткрытую дверь нашей палаты и наши горящие восторгом глаза мальчишек и, не останавливаясь ни на мгновение в коридоре, решительно направился прямиком в нашу палату.
Широко распахнул дверь палаты и войдя говорит -"А вот и наши будущие космонавты. Привет ребята!"
Это был настоящий шок! И видимо под действием этого шока я ответил - "Да какие там из нас космонавты". 
(Мы, дети, тогда прекрасно сознавали, что в то время начала 60-х операции на сердце были очень опасны. Смертность-30%).
Юрий Алексеевич повернулся ко мне, а мы стояли полукольцом вокруг него - я стоял немного сбоку, и говорит: "А что , если сильно захотеть, то можно всего в жизни добиться". Я не был бойким мальчиком и дальше продолжать беседу не смог. Язык как прилип к нёбу. А Юрий Алексеевич ещё постоял немного , а потом ушел пожелав нам скорейшего выздоровления. И уже ни в одну палату больше не заходил, а только рукой приветствовал всех и пациентов и медперсонал.
Долго мы потом обсуждали произошедшее, в том числе - А зачем Ю.А.Гагарин пришел в нашу клинику? Ну не затем же, чтобы с нами перекинуться парой слов? Медики, к которым мы приставали с расспросами, отнекивались - вроде бы какое-то обследование. А уже в январе 1963г. мы узнали, что Юрию Алексеевичу сделали операцию.
Медики разрешили нам с моим товарищем посетить палату Гагарина. Это была палата на 2 койки. На одной лежал Ю.А. Гагарин, а другая предназначалась для жены Юрия Алексеевича - Валентины, которая постоянно находилась там.
В один из этих дней, когда Ю.А.Гагарин лежал на больничной койке, я находился в приемном покое нашего отделения со своей мамой, которая пришла проведать меня и мы видели как приходили проведать Юрия Алексеевича его товарищи - космонавты Герман Титов, Павел Попович, Андриан Николаев - все в военной форме и с ними группа людей в штатском - возможно среди них был и Сергей Павлович Королёв. В то время мы ничего не знали о Королёве и я узнать его тогда конечно не мог, но позже когда всем стала доступна информация о Королёве моя память мне подсказала, что и он был в той группе штатских, посещавших Гагарина в клинике.
Выписался Юрий Алексеевич Гагарин из клиники 10 января 1963 года. В этот день были сделаны несколько снимков - Ю.А. Гагарин вместе с пациентами и сотрудниками отделения грудной хирургии. Я эти снимки видел, но меня на этих фотографиях нет - именно 10 января 1963г. мне делали операцию.
Однако Юрий Алексеевич не забыл о моем существовании, а узнав что я в тот момент был на операционном столе, оставил мне открытку со своим автографом.
Это все, что я могу рассказать о замечательном Человеке - первом Космонавте планеты Земля, который не мог пройти равнодушно мимо пацанов не поддержав их своим словом, человеческим участием, своей энергетикой, своей харизмой и т.д.
И не потому,что он Первый космонавт планеты, а потому, что Юрий Алексеевич Гагарин настоящий Человек - человек с большой буквы. Я на всю жизнь запомнил его слова - "Если сильно захотеть, то всего можно добиться". И я уверен, что эти слова и эту встречу не забыли все мои товарищи по больничной палате, если конечно выжили.
 
Открытка с автографом первого космонавта
Тринчук Владимир Петрович
Украина, Донецкая обл., г.Мариуполь.
e-mail   sav.vpt@gmail.com





Комментариев нет: